Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигацииПроекты
Проход по ссылкам навигацииГлавная|Проекты| Конкурс «Человек труда-2016»  
Пропустить Навигационные Ссылки.

"Его война и мир"

 
Номинация "Рассказ"
 
 
Вспоминая Петра Васильевича Войнова, его ученики рассказывали, как проводил он уроки по роману «Война и мир». Участник Великой Отечественной войны он  по-особому чувствовал и раскрывал значение романа, его ведущие темы ‒ героико-патриотическую и антивоенную. При этом, разбирая отдельные главы, например посвящённые осенней охоте, он задавал  неожиданный вопрос: «А что было после охоты»? И все вспоминали... Старый граф отправился домой. Николай,  Наташа и Петя поехали к дядюшке. В усадебном доме он пригласил их в кабинет «с портретами Суворова… и его самого в военном мундире». Последовало угощение, а из людской вдруг раздались звуки балалайки. Большой любитель музыки дядюшка и сам взял гитару. И «запел в душе у Николая и Наташи мотив песни». Дядюшка, продолжая играть,  встал, словно приглашая к пляске, а Наташа «забежала вперёд дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение…».  При этом дух и приёмы  были «неподражаемые, неизучаемые, русские…». Она, графиня   сумела «понять всё то, что было … во всяком русском человеке». Так  учитель приучал ребят внимательно читать текст книги, показывал, как Л.Н. Толстой раскрывает русский характер.
    Моё знакомство с П.В. Войновым состоялось в 1983 году. Из крупного научного центра мне предстояло переехать на север Верхневолжья, где строилась Калининская атомная станция. После приезда, побывав в Дирекции строящейся АЭС, отправилась в музей. Он находился в старой Удомле и размещался в небольшом деревянном доме. Здесь и состоялась моя встреча с Петром Васильевичем. Он показал экспозицию, познакомил с историей края. Спустя годы,  задаю вопрос: «Что произвело на меня большее впечатление  –  музей или человек, который его представил»? Ответ не вызывает сомнений:  «Человек». Говорят, что первое впечатление бывает самым сильным. Именно так случилось со мной. Встреча осталась в памяти на всю жизнь. Я увидела в маленьком провинциальном городе интересного человека, настоящего интеллигента. В нём сочетались внутренняя и внешняя культура, глубокие знания, прекрасная русская речь. Было видно, что это человек удивительной скромности. Прошли годы, и не так давно меня  пригласили на вечер-воспоминание, посвящённый 100-летию со дня его рождения. В связи с этим решила что-то уточнить, покопаться в документах.  Это привело в архив, и вот что поведали  документы.
    Родом П.В. Войнов из крестьян. Родился в 1916 году 2 февраля по новому стилю  в деревне Кузьминское Вышневолоцкого уезда. Учился в школе села Котлован. В 1931 году поступил на подготовительное отделение педагогического техникума в Вышнем Волочке. Затем была учёба в техникуме, который окончил в 1935 году, получив профессию учителя. 
Вскоре в его жизни происходит  трагическое событие. Архивный документ сообщает: «Был осуждён по ст. 58, п.10…  За добросовестную работу был досрочно освобождён осенью 1936 года». В чём  обвинили молодого учителя? Обычно по статье 58  приписывали антисоветскую пропаганду. Так ли было в этом случае? Мы знаем, как подпадали под эту статью. После освобождения работал в сельских школах. Но пришло время  служить в армии, и в декабре 1939 года его направили в училище связи в Орджоникидзе. В предвоенные годы войска связи содержались по штатам мирного времени. В условиях надвигающейся войны для подготовки специалистов были созданы училища, в их числе и в Орджоникидзе. Курсанты получали здесь хорошие знания.    Окончание учёбы совпало с началом войны. В июне 1941 года лейтенант связи  был отправлен на фронт, а в июле получил боевое крещение  в Кировоградской области. О первых месяцах войны он написал в автобиографии: «Крайне тяжёлыми были для меня 1941-1942 годы: отступление с двумя окружениями через всю Украину, Донщину, Северный Кавказ; тонул, два ранения, пленение, два побега из лагеря – второй удачный; после спецпроверки опять на фронте – Юго-Западном, третьем и втором Украинских». 
    П.В. Войнов – участник форсирования Днепра. Это была часть операции «Битва за Днепр». Она проводилась в августе – декабре 1943 года в целях освобождения от фашистов Левобережной Украины, Донбасса и захвата плацдармов на правом берегу Днепра. Операция проходила в сложных условиях. Действовать  приходилось на лесисто-болотистой местности. Начавшиеся дожди сделали дороги труднопроходимыми, тылы отставали, передовые части Красной Армии выходили к Днепру без табельных переправочных средств. В этих условиях  Днепр предстояло форсировать с ходу. Вот как писал об этом П.В. Войнов: «Часто вспоминается бой на Днепре… Нашему отдельному штурмовому батальону предстояло форсировать Днепр между Днепропетровском и Запорожьем в районе хутора Гроза. Получили двухдневный сухой паёк, боеприпасы, средства связи и тёмной августовской ночью на различных переправочных средствах отправились на преодоление двухкилометрового разлива Запорожского водохранилища. Половину пути прошли успешно, а вторая стала адом. Ночная темень сменилась множеством нависших над водной гладью осветительных ракет. Стало светло, река закипела от рвущихся снарядов…  Много здесь оборвалось жизней, но приказ был выполнен – мы достигли  правого, укреплённого фашистами берега…, ворвались на укреплённые  вражеские позиции». В ходе оборонительных боёв на плацдарме радиосвязь была ограничена. Управление войсками шло по проводной связи. Разрывы снарядов, гусеницы вражеских танков выводили её из строя, восстанавливать приходилось под огнём. «В один из трудных моментов и мне, начальнику связи… пришлось идти на её восстановление. В этом бою я был ранен уже в третий раз – в ногу, бок и руку…». Но связь продолжал восстанавливать. Позже потерял сознание. Очнулся в медсанбате на левом берегу Днепра. За организацию бесперебойной связи в Днепровской операции П.В. Войнов был награждён орденом Отечественной войны  1-й степени.
    После излечения он был отправлен в 23-й танковый корпус в составе 3-го, с июня 1944 года – 2-го Украинского фронта. «Неописуема была радость, когда дошли до западной границы», - написал он спустя годы.  Дальше боевой путь лежал по Румынии, Венгрии, Австрии. В воспоминаниях  об этом периоде есть короткий рассказ о сыне полка. В отдельном 895-м  батальоне, где служил Войнов, был мальчишка-связной. Его родителей  повесили фашисты. Во время уличных боёв в Будапеште последним очагом сопротивления врага стал дворец Хорти. После боя там остались раненые немецкие солдаты. Увидев их, «…подросток не сдержался и открыл по ним огонь с возгласами: «За папу. За маму».  По словам Войнова, «стоило больших усилий его остановить».  С середины марта 1945 года корпус участвовал в Венской  наступательной операции, затем был выведен в резерв и расквартирован в  Чехословакии.  56-я мотострелковая дивизия, в которой служил  Войнов, разместилась в селе Градчовица.  Здесь в Чехословакии он встретил День Победы. Гимнастёрку капитана Красной Армии украшали  ордена и медали. В июне 23-й танковый корпус был переформирован в 23-ю танковую дивизию. Она вошла в состав Львовского военного округа, местом её дислокации  стал Луцк. Как оказалось, война для П.В. Войнова не закончилась.  Зимой 1945-1946 года он вместе с боевыми товарищами участвовал в ликвидации бандеровских банд на Волынщине. Это была война после войны. Только в октябре 1946 года он был демобилизован из армии как учитель. В разрушенной войной стране нужно было не только восстанавливать народное хозяйство, но и учить детей.
    В жизнь П.В. Войнова пришёл долгожданный мир. В ноябре  1946 года он начал работать учителем начальных классов. С 1949-го по 1955-й год учился в Калининском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы.  Долгие годы преподавал любимые предметы, был завучем, директором школы. Трудностей в работе хватало. Единственная в Удомле средняя школа всегда была переполнена. После уроков учителя  с детьми заготавливали дрова для школы и интерната, в котором жили ребята из  деревень,  строили здание мастерских и столовой, помогали возводить дополнительное двухэтажное здание школы, выезжали в колхозы на уборку льна.  Для учащихся  устраивали утренники и вечера, походы по родному краю. Работали кружки – драматический и юных животноводов, клуб интернациональной дружбы. Собирали материалы о профессоре Попове и  оформили музей. В итоге школе присвоили имя А.С. Попова, а на территории школы установили памятник учёному. Активным участником этих дел был П.В. Войнов. К 20-летию Победы он оформил с ребятами  класс боевой славы на основе материалов об учителях  и учениках школы – участниках войны. Труду учителя Пётр Васильевич посвятил более тридцати лет. Выйдя на пенсию, занялся краеведением. Возможно, к этому  его подтолкнуло решение властей создать  Краеведческий музей, в 1977 году открылась первая музейная экспозиция. Он собирал материалы о  знаменитых земляках, проводил экскурсии, разрабатывал викторины и игры  краеведческой тематики для школьников. При этом на общественных началах был смотрителем, оформителем, директором музея, а порой истопником и уборщиком. Писал в местную газету. Когда вышла  его статья «Последний год войны» её завершали слова: «Гонорар прошу перечислить на счёт 142147 на строительство мемориала погибшим удомельцам». 
    В феврале 2016 года в Удомле отметили 100-летие со дня рождения П.В. Войнова. Тёплые слова  о нём звучали на вечере-воспоминании.  Вот  несколько цитат: «Пётр Васильевич был учителем от бога»; «он научил нас любить литературу, а мы привили любовь к чтению своим детям»; «горжусь, что я его ученица»; «он привил нам любовь к Родине, научил  дружить»; «счастье учиться у такого педагога»; «он много сделал для развития краеведения в Удомельском районе».  Особо значима для понимания личности  Войнова его реакция на слова, которые когда-то давно сказала ему Н.В. Маркалёва: «Вы столько оформили в музее стендов, но почему нет материалов о Вас»? Ответ был краток: «Здесь столько замечательных людей. Другие более достойны». Таким был Пётр Васильевич Войнов – защитник Отечества, учитель, краевед.
 
Татьяна Бай