Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигацииПроекты
Проход по ссылкам навигацииГлавная|Проекты| Конкурс «Человек труда-2016»  
Пропустить Навигационные Ссылки.

"Некрасов о них не писал"

 

Номинация "Рассказ"

 

 
Во времена создания знаменитого стихотворения Николая Алексеевича Некрасова "Железная дорога", повествующего о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой, о профессии сигналиста никто и не знал. Но это не даёт нам повод молчать о людях этой специальности сегодня. Предлагаю вам, уважаемые читатели, познакомиться с сигналистом станции Сонково Марией Гусевой, которая вот уже в течение пяти лет неустанно работает в ритме "день-ночь".
 
Каждый раз рассказывая о железнодорожных профессиях, я убеждаюсь - среди них нет лёгких. Тогда почему эти профессии выбирают женщины?! И Маша Гусева не стала исключением.
- На железную дорогу я попала не случайно: в нашем роду почти все были железнодорожниками, а потому и мой выбор не был спонтанным. И трудолюбие - качество, не заменимое в работе, я тоже унаследовала от папы с мамой, - признаётся моя собеседница. - Да, здесь требуются знания. Да, здесь большая физическая нагрузка. Да, этот труд сопряжён с огромной ответственностью и повышенным вниманием, но я так вжилась в это дело, что теперь считаю его своим призванием!
До начала дневной смены ещё полчаса, но Маша уже на низком старте. Молодая, позитивная, энергичная. И сразу видно, ответственная!
- А ещё модная! - показывая форму, красуется моя героиня. - Раньше всем работникам, как мужчинам, так и женщинам, выдавали кирзовые сапоги, ватные фуфайки, а теперь у нас красивая, удобная спецодежда и обувь. Но и тогда, и сейчас обязательным атрибутом железнодорожника был и есть сигнальный жилет, прозванный в народе желтухой, без которого выход на пути строго воспрещён!
Действительно, работа у Марии Гусевой под силу не каждому. В смене 12 часов. За это время через станцию проходит не один, не два, не семь и даже не десять составов, большую часть которых по указанию дежурного по станции ей надо закрепить тормозными приспособлениями - башмаками, доставить перевозочные документы в техническую контору, затем произвести изъятие башмаков.
Как раз о них разговор особый.
- Один башмак весит восемь с половиной килограммов! И кому такая увесистая обувь впору? - смеётся героиня моего рассказа. - Всякий раз мне приходится укладывать под состав сразу по несколько башмаков, каждый из которых крепится на специальном щите и запирается на замок. Это инвентарь строгого учёта. Всё серьёзно! И так в любую погоду: в снег и в мороз, в жару и в дождь! Труд сигналиста только со стороны кажется простым - поставил башмак и пошёл себе дальше. Зато какая ответственность! На самом деле много надо видеть и знать: в каком направлении идёт уклон пути, с какой стороны установить тормозной башмак, как выявить неисправности упора и башмаков, в чём специфика маневровой работы в парке отправления, ни на минуту не забывая о собственной безопасности. В двух словах не расскажешь - целая наука. Мозг постоянно работает. И ошибиться здесь ни в коем случае нельзя!
У Марии нет времени на разговоры, поэтому беседа продолжилась на перроне, а дальше мне путь закрыт - не положено! Она ловко передала в кабину тепловоза документацию - сопроводительные акты на отправляемый со станции груз. И снова всё чётко и оперативно! Потому как в этой сфере М.Гусева чувствует себя в своей стихии. В конце рабочей смены её душа радуется: отработали на отлично, максимум поездов отправили. И в этом есть её личный вклад, хотя усилия отдельно взятого сигналиста в конечном результате работы станции вроде бы и не видны.
У Маши Гусевой всё необычно. Работа тяжёлая, можно сказать, мужская. И коллеги её - в основном мужчины, главное орудие труда - увесистый башмак, а "украшение" гардероба - сигнальный жилет. И увлечение у моей героини совсем не типичное для женщины - рыбалка. Ещё она не равнодушна к цветам и кулинарии, а на досуге бегает на лыжах, играет в волейбол и шахматы. Вот такая Маша-железнодорожница может и состав закрепить, и судака поймать!
 
Марина Энгельгардт