Проход по ссылкам навигации
Проход по ссылкам навигацииПроекты

2011-2012 уч.год

В конце января 2012 г. были подведены итоги научно-образовательного профориентационного проекта «Я познаю мир. Мой первый шаг в науку». Третий год подряд конкурс вызывает неизменный интерес у школьников всех возрастов. Привлекая удомельских ребят к исследовательской деятельности, специалисты ЦОИ КАЭС помогают пытливым ученикам «заглянуть» в тайны уникального окружающего мира, открыть для себя безграничные возможности к его изучению.

Как совершить научное открытие, которое принесет пользу человечеству и станет еще одним шагом на пути технического прогресса? Что помогает «распахнуть» для людей двери загадок природы и тем самым делает мир ярче? Где берут свое начало великие достижения в познании законов природы? Бесспорно, все эти вопросы не дают покоя детским пытливым умам. Трансформировать первые искорки интереса в серьезную познавательную активность и научную любознательность помогают опытные наставники. Специалисты Центра общественной информации КАЭС в сотрудничестве с неравнодушными педагогами и любящими родителями юных знатоков совместными усилиями создают такую развивающую образовательную среду, которая прививает детям уважение к знаниям и процессу обучения.

Выбрав для исследовательских работ естественно-научное направление, участники пытались представить жизнь современного человечества без электрических станций. Экскурс по истории развития атомной промышленности совершили те, кто заинтересовался «рождением» мирного атома. Гуманитарный блок докладов позволил школьникам поразмышлять о будущем страны и Удомли, вдохновенно рассказать о родном крае и о людях, возводивших АЭС. Пытливость и наблюдательность, аналитический склад ума нашли свое применение в проведении конкурсантами опытов, социологических опросов, описании личных взглядов и убеждений по тому или иному проблемному вопросу.

Вступив однажды на тропинку познания, испытав радость открытия, почувствовав величайшее удивление и гордость от осознания себя частью огромного мира, ребенок начинает чувствовать гармонию природы и проявлять стойкое желание сохранить, сберечь ее богатства. Верится, что эти нравственные качества сегодняшние юные исследователи пронесут через всю свою жизнь.

Сколько электричества в лампочке? Ответ на этот вопрос пытливо искали многие ребята. Интересный и неожиданный подход добыть электричество из подручных материалов предложил Никита Николаев, ученик 3 «А» класса школы №4.

Главным содержанием «пищевых батарей» стали лимоны и картофель, в их соке содержатся соли и органические кислоты, которые являются по совместительству и электролитами. «Я предположил, что использовать фрукты и овощи для добычи электричества может быть намного выгоднее – их стоимость во много раз дешевле стоимости топлива для электростанций. Возможно, что и добытая из них электрическая энергия будет дешевле». Однако в ходе своего эксперимента Никита убедился в экономической неэффективности своего предположения – ежемесячная плата за электричество по сравнению с суточными затратами на работу лампочки от «пищевой батареи» оказалась намного меньше.

Пятиклассник «А-школы» Георгий Грохотов для доклада выбрал тему «Атомная энергия – эффективная и экологически чистая». После проведения ряда опытов и сравнения затрат для производства 1 кВтч электроэнергии за счет сжигания каменного угля, газа, нефти и при помощи атомного энергоблока юный исследователь сделал следующие выводы: «В современном мире отдается предпочтение развитию атомной энергетики, потому что она экологически чистая (так как это не связано с выбросом в атмосферу CO2 и других вредных веществ) и экономически выгодная. Эффективное использование энергии атома помогает сохранить природные ресурсы каменного угля, нефти, газа, запасы которых не безграничны».

Тема бережного отношения человека к окружающему миру нашла свое отражение в работе «Природе нужна моя помощь» ученицы 4 «В» класса гимназии №3 Ксении Есаковой. Участница конкурса рассказала о своих опытах, убеждающих, что грамотное использование и экономное расходование всех природных ресурсов (воды, электроэнергии и т.п.), а также вторичное использование пришедших в негодность вещей, по силам каждому. «Любить и беречь свою Землю можно, начав с малого. Например, закрывать воду, когда чистишь зубы. Уважительное отношение к природе – одно из главных правил поведения. Никогда не забывайте, что вы находитесь в гостях у своего верного друга – Природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неприличным сделать в гостях». Слова Маленького принца из сказки Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету» прозвучали в докладе Ксении главным выводом.

Дмитрий Богонос, ученик 8 «А» класса школы №2, заинтересовался влиянием радиации на живые организмы. «Не все владеют исчерпывающей информацией о таком физическом явлении, как радиоактивное излучение. Оно может быть как смертоносным оружием, так и источником жизни», – говорится в работе. Дмитрий провел собственное социологическое исследование, в результате которого автор еще раз убеждается в том, что люди мало информированы о свойствах радиоактивности. Также конкурсант рассматривает вопрос рационального использования ядерной энергии человеком и делает вывод, что «использование радиоактивных материалов и свойств радиоактивности жизненно необходимо».

В интеллектуально-творческом состязании приняли участие шестьдесят ребят из всех школ Удомли – от второклассников до учащихся девятых классов. Эксперты в составе специалистов КАЭС и ветеранов предприятия, ветеранов педагогического труда подвели итоги и назвали имена победителей. Среди учащихся 2-х классов ими стали Георгий Репман (гимназия №3) и Татьяна Арипова (школа №4); среди учащихся 3-х классов – Никита Николаев (школа №4) и София Трушкина (гимназия №3); среди учащихся 4-5-х классов: Валерия Григорьева (гимназия №3) и Далила Халявкина (гимназия №3). Среди учащихся 7-9-х классов вторые места присуждены Давиду Соловьеву (гимназия №3), Александру Ежову (гимназия №3), Дмитрию Богоносу (школа №2). Поощрительные награды вручены Ирине Павловой (школа №1), Снежане Курчавовой (начальная школа «Садко»), Александре Пищугиной (гимназия №3), Антону Сушкевичу (гимназия №3) и Ольге Соловьевой (школа №1).

Е.Н. Акатьева, учитель начальных классов гимназии №3:

- Для маленького ребенка любой конкурс – это развитие и испытание одновременно. Когда юный исследователь пробует вникнуть в суть вещей, проводит вместе со взрослыми опыты, тогда-то и появляются новые знания, воспитывается бережное отношение к природе. Темы, над которыми работали конкурсанты, помогают формировать чувство патриотичности к своей малой родине. Это очень важно!

 В.И. Лапшин, ветеран атомной отрасли, член жюри конкурса:

- Все работы очень интересные, разнообразные по тематике и подходу к изучению вопроса, проведению опросов и опытов. Ценно то, что ребята не только получили новые знания, но и учились давать рекомендации по дальнейшему решению той или иной проблемы. Приятно, что дети хотят принимать участие в улучшении условий жизни горожан.

Благодарственные письма были вручены руководителям лучших научно-исследовательских работ, а также руководителям образовательных учреждений: УСОШ №1, УСОШ №2, УГ №3, УСОШ №4, УСОШ №5, А-ШКОЛЕ, УНОШ «Садко». Свидетельства участников проекта и ценные подарки получили все конкурсанты.

Юлия Хромова