«Помнить и чтить корни свои»

Алексей Гаврилович Венецианов – художник, чье имя отзывается в сердце шепотом золотых колосьев русского поля, проникновенной нежностью лиц крестьян из позапрошлого века, лиричностью пейзажей и звоном колоколов православных храмов. Вторую половину жизни известный живописец провел на Удомельской земле, здесь же нашел он свое последнее пристанище. Памятник, установленный на могиле мастера в прошлое столетие, сегодня прибрел новые очертания: по инициативе Совета директоров Удомельского района надгробие увенчал православный крест, освящение которого состоялось в конце февраля.

Большинству из нас, современников, Венецианов известен, прежде всего, галереей портретов русских крестьян. Показывая внутреннюю красоту сильных и скромных тружеников, он утвердил их в праве быть главными героями своих картин. Но помимо изображения на холсте жизни простого народа, поэтичности русской природы, Алексей Гаврилович успешно занимался графикой, с интересом обращался к литографии. Значимым направлением в его творчестве стала и роспись храмов. В церкви, что «живет» и по сей день в селе Венецианово Удомельского района сохранились иконы его письма. Рядом, оберегаемый святым местом, на Дубровском погосте и похоронен художник, жизнь которого оборвалась случайно 16 декабря 1847 года: Алексей Гаврилович направлялся в Тверь расписывать иконостас в соборе и не справился с управлением санями.

«Решение об установлении креста на могиле талантливого соотечественника было связано с желанием Совета директоров завершить работу по оформлению надгробного памятника, – пояснил секретарь Удомельского благочиния иерей Илья Марков. – Дело в том, что А.Г.Венецианов был православным человеком и православным художником – это важно. Крест на могиле верующих людей является обязательным».

В первый день Великого поста на могиле художника, в знак памяти и признания заслуг великого мастера, собрались представители духовенства, Совета директоров, руководители КАЭС. Церемония освящения креста началась с заупокойной литии.

«Мы сегодня, собравшись здесь, можем чувствовать сопричастность к истории, – подчеркнул благочинный Удомельского округа иерей Петр Губанов. – Значение творчества Венецианова для русского человека велико. Теперь, по истечении многих лет, надгробный камень приобрел истинный вид. И этот крест – значимое историческое событие. Это наша тропинка к Богу, спасительный момент в жизни. Поздравляю всех!»

Для решения вопроса по изготовлению креста на могилу Венецианова отец Петр привлек скульптора Андрея Соколова, с которым несколько лет назад сложилось деловое сотрудничество. А.Соколов – выпускник Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова, серьезно занимается православной скульптурой. Он же является автором эскиза памятника Святителю Николаю Чудотворцу, который планируется установить в нашем городе.

Канонический восьмиконечный крест выполнен из янцевского гранита. Камень серо-коричневого цвета, обладающий свойствами декоративности и долговечности, наиболее приближен по цвету и фактуре к уже имеющемуся надгробному памятнику.

Совет директоров принимает активное участие в духовно-нравственных делах, направленных на развитие культурного пространства района. Совместная с Калининской АЭС работа по организации подобных мероприятий – это не только дань уважения, память о великих предшественниках, которые жили и творили на Тверской земле, чьи имена вошли в мировую сокровищницу культурного наследия. Это проявление любви к родной земле, то должное отношение к Родине и Человеку, пример которого достался в наследство нам от предыдущих поколений. 

А.Г.Венецианов (1780 г. – 1847 г.) – русский художник, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов. Обучение в художественной школе, которую мастер содержал на собственные средства, прошли свыше семидесяти человек, в большинстве своем крепостные. Одним из учеников был талантливый живописец Григорий Сорока.

 

 

Юлия Хромова