Кузнеца топлива

Вы видели когда-нибудь, как получаются топливные таблетки или как изготавливают тепловыделяющие сборки для атомных станций? Госкорпорация «Росатом» предоставила уникальную возможность наблюдать все эти процессы своими глазами.

22 марта состоялся тур на ОАО «Машиностроительный завод» (МСЗ), который входит в корпорацию «ТВЭЛ». Цель поездки – демонстрация лучших практик программы развития отрасли. В нашем случае – это внедрение ПСР на рабочих участках завода. Но, обо всем по порядку.

Итак, 22 марта. Пять часов поездки, и мы в г.Электросталь (Московская область). Небольшой город встретил ярким весенним солнцем. И не смотря на грязный тающий снег, показался милым и уютным со своими небольшими аккуратными домами.

След в истории

Знакомство с заводом началось с музея, куда впоследствии прибыли и другие участники проекта – сотрудники пресс-служб Смоленской, Балаковской, Билибинской, Кольской АЭС, обозреватель газеты «Страна Росатом». Предприятие зародилось в годы Первой мировой войны, тогда завод был основан фабрикантом Н.А.Второвым (считавшимся одним из богатейших людей страны). В тяжелый период Великой Отечественной войны завод стал незаменимым производителем снарядов, мин, авиабомб для фронта, и его история неразрывно связана с зарождением и развитием отечественной атомной отрасли. 1954 год стал началом развития нового направления деятельности – производства тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и тепловыделяющих сборок (ТВС) для атомной энергетики.«МСЗ» внес огромный вклад в создание атомного щита страны, в строительство первых в мире атомной электростанции и атомного ледокола. За последние 50 лет в цехах освоен выпуск сотен модификаций ТВЭЛ и ТВС. Сегодня «Машиностроительный завод» – это современное предприятие, которое поражает разнообразием выпускаемой продукции, сложнейшими технологическими комплексами, а также автоматическими линиями, обеспечивающими высокое качество изделий. На все эти чудеса мы и приехали посмотреть.

Итак, позади теплый гостеприимный музей, а впереди – поездка по территории. Да-да, я не оговорилась, именно поездка. Дело в том, что территория завода настолько велика, что нам приходилось перемещаться по промплощадке на машине. Как пояснили специалисты, время, затраченное на то, чтобы добраться до самого дальнего участка (пешком), может составлять до 30 минут.

С точностью ПСР

Цеха поразили своими масштабами, чистотой, современным оборудованием и небольшим количеством персонала. Основа производственной программы ОАО

«Машиностроительный завод» – это ядерное топливо. Топливо изготавливается и поставляется в виде тепловыделяющих сборок (ТВС) для различных типов реакторов электростанций, исследовательских реакторов и судов морского флота. Завод производит также порошки и таблетки ядерного топлива для поставок иностранным заказчикам, изготавливает специальную тару для перевозки ядерного топлива, выпускает нестандартное оборудование и оснастку. Кроме того, налажено собственное производство особотонкостенных труб из коррозионно-стойких сталей и титановых сплавов для тепловыделяющих элементов и комплектующих ТВС энергетических установок, а также для нужд машиностроения.

Так как же все-таки происходит процесс превращения сырья в настоящее топливо для АЭС? Сначала получают из диоксида урана методом порошковой металлургии топливные таблетки, затем их упаковывают в ТВЭЛы и, наконец, из них изготавливают ТВС. Все это происходит в разных цехах. На сегодняшний день упаковка и транспортировка «полуфабрикатов» занимает много времени, и требует значительных финансовых средств. Внедрение ПСР на предприятии позволяет сконцентрировать все стадии производства ТВС на площади одного цеха. Это достигается путем установки нового, более компактного оборудования и расположением одной линии производства над другой. Все это позволяет сэкономить время, человеческие ресурсы и материальные затраты. Одним словом, делает производство более эффективным. К тому же завод перешел на закупку только необходимого количества сырья для производства конкретного заказа. Это в свою очередь позволило высвободить площади на складах и избежать скопления лишних материалов. А в цехе по производству комплектующих, например, перестановка станков, распределение и маркировка мест хранения инструментов и «полуфабрикатов» также позволяет экономить драгоценное время и избегать путаницы между готовыми и еще не обработанными деталями.

В двух словах

Нам показали еще много всего интересного и уникального в работе завода. Но если рассказывать обо всех подробностях, не хватит и целой газеты. Одно можно сказать точно: уезжала домой с чувством гордости за то, что в нашей отрасли работают такие уникальные, наукоемкие, современные предприятия, которые смогли выжить во всех кризисных экономических ситуациях, которые гибко реагируют на требования времени, на запросы отрасли, страны и даже мира.

P.S.Так случилось, что мне удалось увидеть, как производится топливо именно для Калининской АЭС. Я лично смогла убедиться, что все операции ведутся под строжайшим контролем специалистов и современного оборудования. 

Юлия Колокольцова, Центр общественной информации Калининской АЭС